Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 19.08.2019, 06:10Приветствую Вас Гость | RSS
МКОУ "Белоярская СОШ"
      
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

ПРИЛОЖЕНИЕ 3


«Школа волонтеров»

 

Пояснительная записка

 




Актуальность данного направления: в условиях постоянных изменений морально-нравственных и ценностных установок современного общества возросло число подростков, склонных к проявлению асоциального поведения.
Если преобразование социальных норм и демонстрация ценностного отношения к ним в данном возрастном периоде проявляется в таких приемах самовыражения как сленг, стиль, символика, мода, манера является естественным и не наносит вреда окружающим, то проявление в столь раннем возрасте правонарушений, аддитивных форм поведения (возникновения зависимостей) наносит значимый ущерб не только окружающим, но и в первую очередь самому подростку.

Поведение подростков отличается такими особенностями, как


  • Недостаточность жизненного опыта

  • Повышенная эмоциональная возбудимость

  • Импульсивность и вербальная агрессия

  • Подражание окружающим

  • Стремление к независимости и одновременное стремление к принадлежности к какой-либо субкультуре


Как можно заметить из перечисленных особенностей, решить проблему асоциального поведения детей только силами специалистов практически невозможно. Необходимо привлекать к этой работе самих подростков.

Подростки обычно стремятся к свободе и независимости от взрослых, с одной стороны, и стремлением к объединению в группы со сверстниками, с другой. Именно группа сверстников становится для подростков местом реализации основных потребностей этого периода: потребности в общении, самореализации и уважении. И часто именно авторитетный член группы становится сознательно или бессознательно кумиром для подражания. Очень важно, чтобы этим кумиром оказался человек, чьим жизненными ценностями являются здоровье, любовь, самосовершенствование, помощь и поддержка других людей. Таким человеком может стать подросток – волонтёр. Организуя работу с позиции «на равных», подросток – волонтёр помогает принять участнику занятий на себя ответственность за свои решения и выбор.

Однако первоначально подростки-волонтеры не обладают достаточными знаниями для пропаганды здорового образа жизни, поэтому необходима организация специальных занятий, которые призваны научить основным приемам работы в группе подростков.

Все обучение волонтеров должно проходить в тренинговом режиме. Интерактивные методы обучения (т.е. живое общение) позволяют более глубоко осознать истинные мотивы обращения к волонтерской деятельности, развить уже существующие навыки работы с людьми и такие важные для общения качества, как эмпатия (сопереживание другому), конгруэнтность (искренность).

В основе программы лежит установка на изменение отношения к зависимости. Развитие подросткового добровольчества послужит толчком для изменения устаревших стереотипов в отношениях между подростками и взрослыми и создаст условия для развития ответственных партнерских отношений.

 Цель программы:

сформировать сплоченную команду волонтеров, пропагандирующих здоровый образ жизни среди подростков, обучающихся.

Задачи

- подбор и обучение волонтёров по специально подготовленной программе;
- внедрение программ и проектов волонтёрской работы с подростками, обучающимися.

- сопровождение волонтеров, осуществляющих практическую деятельность;
- обеспечение поддержки движения со стороны педагогов и родителей;
- создание условий, позволяющих молодым людям своими силами вести работу, направленную на снижение количества подростков аддитивного поведения;
- работа с учащимися «группы риска», привлечение их к деятельности движения силами молодежных лидеров;

Принципы:

1.Открытость системы – участником движения может стать любой подросток, независимо от социального статуса, опыта, предшествующего вхождению в программу, способностей и интересов. Единственное условие для подростка – соблюдать принципы, сформулированные в программе.

^ 2. Развитие движения по принципу «step-by-step» (след в след). Во-первых, этот принцип определяет то, как растет и развивается подростковая группа. Приток новых членов движения осуществляется за счет неформального общения и поиска единомышленников среди собственного окружения. Во-вторых, движущей силой является инициатива подростковой группы. Это значит, что по мере роста группового потенциала инициатива и ответственность постепенно передаются от координатора и взрослых участников проекта подросткам.

^ 3. Принцип активной позиции участников. Участвовать в программе не значит просто «принадлежать к определенной группе подростков». Участие предполагает наличие собственного личного вклада в поддержку и развитие движения.

^ 4. «Не навреди» - поскольку программа сориентирована на работу с рядом «небезопасных» тем, необходимо обеспечить психологическую и личную безопасность подростка-участника и его окружения.

^ 5. Ориентация на желания и потребности подростка – самый трудный для взрослых принцип. Взрослый человек гораздо сильнее, чем ребенок, находится в плену стереотипов. Ориентируясь в работе на желания подростка, мы создаем условия для его внутреннего роста.

^ 6. Принцип прав и ответственности участников – и подростки, и взрослые участники программы обладают равными правами. Это значит, что все имеют возможность проявлять инициативу, высказывать свое мнение, в равной степени нести ответственность за результаты работы. Принцип важен потому, что обеспечивает условия для свободы и творчества и не позволяет подросткам относиться к программе лишь с потребительских позиций.

Критерии эффективности реализации программы

1. Популярность идеи и деятельности добровольцев в школе.

2. Рост числа добровольцев, желающих и способных заниматься профилактической работой.

3. Постоянное пополнение численности подростковых добровольческих служб через привлечение и подготовку волонтёров.

Предполагаемые результаты

1. Привлечение и обучение работе с добровольцами достаточного количества профессионалов (педагогов, психологов, представителей общественности).

2. Увеличение числа подростков – добровольцев, работающих по программе первичной профилактики зависимости.


^ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1. Диагностический этап

На данном этапе проводится анкетирование с целью выявления социально активных подростков, которых заинтересовала деятельность волонтерского движения (анкета представлена в приложении).

Критериями отбора для нас стали:

- личное осознанное желание кандидата принимать участие в волонтерской деятельности;

- согласие родителей подростка на участие его в волонтерской деятельности

Для предварительного тестирования волонтёров, с целью выявления уровня развития коммуникативных и организаторских способностей, уровня развития эмпатии и направленности личности применялись следующие методики:

- методика уровня эмпатийных тенденций;

- методика КОС (коммуникативные и организаторских способности)

-методика диагностики направленности личности Б. Баса

Под коммуникативными способностями мы понимаем - готовность к сотрудничеству, естественность в общении, потребность в эмоциональной привязанности и эмоциональных отношениях с людьми

^ Организаторские способности мы рассматриваем, как способность быстро ориентироваться в трудных ситуациях, проявление самостоятельности, инициативности, способность быстро адаптироваться, отстаивать собственное мнение.

Под эмпатией, мы понимаем умение поставить себя на место другого человека и способность к произвольной эмоциональной отзывчивости на переживание других людей

^ Направленность личности рассматривается нами, как определение преобладающих тенденций либо на себя, либо на общение, либо на решение деловых проблем.

Для оценки уровня эффективности программы «Школы волонтеров» планируется проведение повторного тестирования по завершению обучения.


^ 2. Практический этап

Данный этап состоит из нескольких частей:

1. Тренинг сплоченности в группе (3-4 занятия)

2. Тренинг коммуникативных умений и навыков

3. Тренинг профилактики асоциального поведения

Часть времени занятий этого этапа мы уделили тренингу сплоченности в группе. Для нас самым главным было сформировать (в сжатые сроки) – команду единомышленников. Каждое занятие включает в себя следующие элементы: ритуал приветствия, разминку, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия и ритуал прощания. В ходе работы используются игровые методы, метод групповой дискуссии, проективные методики рисуночного и вербального типов, а также психогимнастика. В программу тренинга сплоченности включены информационные блоки, цель которых познакомить с понятием «волонтерское движение», с историей волонтерского движения, основами ведения здорового образа жизни.

Основная часть занятий была направлена на профилактику асоциального поведения среди волонтеров.

Тренинг профилактики асоциального поведения направлен на развитие умений ясно и четко излагать информацию при личном общении, отслеживать психологическое состояние ребенка по невербальным составляющим поведения, обучение саморегуляции в стрессовых ситуациях, ситуациях выбора. А также включает знакомство с правовой ответственностью несовершеннолетних, формирование представлений о сущности конфликтов и способах разрешения конфликтных ситуаций, выработку умений противостоять негативному влиянию группы, развитие навыков, позволяющих отказаться от предложения попробовать наркотик или токсические вещества, алкоголь, осознанием последствий неразборчивых половых связей.


^ 3. Самостоятельная деятельность участников

Данный этап предполагает стимулирование активности самих участников волонтерского движения и заключается в самостоятельной разработке и реализации подростками проектов, пропагандирующих здоровый образ жизни среди учащихся МОУ СОШ №4 и молодежи Новолялинского района. Данный этап реализуется в следующей последовательности:

- планирование и разработка волонтерами акций, направленных на информирование и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни

- реализация проектов в практической деятельности (проведение лекций, практических занятий, акций, демонстраций, развлекательных мероприятий)

- подведение итогов и обсуждение полученных результатов – оценка эффективности работы школы волонтеров, развитие рефлексивных навыков у подростков, совместное определение перспектив дальнейшей работы.

Вся практическая деятельность подростков осуществляется под наблюдением и сопровождением специалистов-координаторов школы волонтеров.


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Официальные сайты
  • Портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно образовательных ресурсов
  • Департамент образования и науки Курганской области
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • ФИПИ
  • Учредитель
    Управление по делам образования, культуры, молодёжи и спорта Руководитель: Первухина Ольга Николаевна г. Далматово, ул. Советская 187 График работы - с 8.00 до 17.00 Тел: 8(35252)2-75-72
  • Сайт
  • Департамент
    Директор Департамента образования и науки Курганской области АБРАМОВ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ Телефон приемной: 461-441 Прием граждан: четверг, 16.00-17.00 640000 г. Курган, ул. Ленина, 35
  • Информационно - образовательный портал Департамента образования и науки Курганской области