Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Понедельник, 19.08.2019, 04:51Приветствую Вас Гость | RSS
МКОУ "Белоярская СОШ"
      
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Программа развития школьного самоуправления


Управление по делам образования, культуры , молодежи и спорта

Далматовского района Курганской области

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Белоярская средняя общеобразовательная школа»

                    

                                                                                       Утверждаю:

                                                                    Директор школы:                Е.А.Симакова                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа

 развития школьного самоуправления

 

"ЖИВИ В РИТМЕ!”

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Кулакова Елена Григорьевна, педагог-организатор,

1категории

 

 

 

 

 

 

2013 год

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

 

Что такое ученическое самоуправление? Какие перспективы оно открывает перед школьниками?

Ученическое самоуправление – современная форма работы с детьми, позволяющая им отстаивать свои права и приобретать навыки делового общения. Школьники получают возможность испытать себя в разных социальных ролях – руководителей и подчиненных. У обучающихся вырабатываются необходимые коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества, умение подчиняться коллективной воле и, в то же время, соотносить личные интересы с общественными.

В развитии ученического самоуправления первостепенная роль отведена самим школьникам, однако существенный вклад могут внести классные руководители, педагог организатор оказывает поддержку органам самоуправления, координируя их действия, а также целесообразно привлекать родителей. Главное – показать родителям, что школа нуждается именно в их опыте и знаниях.

Моральная поддержка, заинтересованное и уважительное отношение администрации, педагогов и родителей способствуют созданию, эффективному существованию и постоянному совершенствованию системы самоуправления в общеобразовательном учреждении.

В соответствии с  Основными направлениями и планом действий по реализации программы развития воспитания в системе образования России, одобренными решением коллегии Министерства образования в ОУ рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений государственной политики в сфере воспитания.

Участие обучающихся в ученическом самоуправлении способствует формированию более четкой и осознанной гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим, позволяет повысить социальную компетенцию, развивает  социальные навыки поведения и установки на самостоятельное принятие решений в проблемах социальных ситуациях.

Самоуправление учащихся выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и реализовать их в интересах ученического коллектива.

Самоуправление сегодня должно занять достойное место в образовательно – воспитательном процессе и рассматриваться как первоочередное условие формирования активной социальной позиции ученика. Деятельность органов ученического самоуправления  материализуется не столько в отдельных мероприятиях и делах, сколько в работе по формированию в ученическом коллективе специальной атмосферы, то есть духа школы, духа коллектива.

        Современная  воспитательная практика неоднократно обращается к анализу проблем развитие социально активной личности в школьном сообществе.  Актуальность данного выбора очевидна, ибо именно разнообразные формы объединений: клуб « Школа лидера», общешкольные организации, волонтерское движение позволяют выявить наиболее активных обучающихся, которые обладают лидерскими качествами. Необходимо заметить их педагогу и  помочь раскрыть  способности воспитанников.

         Участие подростков в работе органов самоуправления - это способ практики жить в социальном пространстве прав  обязанностей, возможность продемонстрировать уникальность своей личности, осознать свою сопричастность к тому, что происходит в обществе, освоить общественный опыт.

         Программа школьного самоуправления « Живи в ритме»  является одним из инструментов в  решении личностного роста ребенка, проявление своих способностей через включение в общешкольные мероприятия, акции и общешкольные объединения.  Данная программа предполагает развитие в обучающихся лидерских способностей, которые они смогут самореализовать в современных условиях.

Воспитательная система школы должна учитывать главное – личность, способную принимать решения, прежде всего перед собой. В связи с этим самоуправление в школе должно быть, прежде всего, управлением самим собой. Под руководством педагогов обучающиеся должны быть сориентированы на вечные абсолютные ценности – человек, семья, Отечество, труд, знания, культура, мир, земля. Данная  программа основывается на принципах: демократизма, духовности, патриотизма, толерантности, нравственности, гуманности, выборности, открытости и гласности, ответственности.

КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

 

 

 Концепция школьного самоуправления, апробированная в массовой практике. Ее основные положения:

1. Современная средняя общеобразовательная школа сложное социально-педагогическое учреждение, включающее в себя педагогический и ученические коллективы, различные объединения и организации взрослых и детей. Родители обучающихся так же как педагоги и дети заинтересованы в успешной работе школы. Являясь социальными заказчиками школы, родители должны иметь возможность влиять на ее деятельность и участвовать в школьной жизни, в управлении жизнедеятельностью школы.

2. В демократизирующейся школе каждый из коллективов и объединений взрослых и детей должен иметь право на самоуправление, самостоятельное решение своих вопросов, удовлетворение потребностей и интересов в образовательном процессе. Этому могут служить их раздельные органы самоуправления:

а) педагогического коллектива – педагогический совет (высший орган самоуправления педагогов в школе), методический совет, методические объединения учителей, воспитателей, классных руководителей, малые педсоветы, психолого-педагогические консилиумы и другие комиссии педагогов;

б) ученического коллектива – собрание обучающихся школы (высший орган их самоуправления в школе); совет старшеклассников, являющийся высшим органом ученического самоуправления в школе, избранный школьным ученическим собранием или  совет обучающихся (ученический комитет) школы, его комиссии, штабы и другие рабочие органы самоуправления; классные собрания обучающихся, классные ученические советы и их рабочие органы;

в) ассоциации родителей школы, школьное родительское собрание (высший орган самоуправления родителей в школе); родительский комитет.

3. При организации деятельности органов самоуправления педагогов, обучающихся и их родителей целесообразно руководствоваться следующими позициями:

- все, что они могут решать, должно передаваться им, с условием, что принимаемые решения не будут ущемлять интересы и права других участников школьной жизни;

- каждый орган самоуправления наделяется реальными властными полномочиями, т.е. «безвластные» органы самоуправления не создаются;

- ни один коллектив или объединение в школе не вправе диктовать свою волю другим коллективам и объединениям взрослых и детей. Все они призваны взаимодействовать на основе принципов совета, согласия, сотрудничества и соуправления;

4.Школьные работники, учащиеся и их родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолированно друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам.

Для этого необходимо создание органов совместного управления (соуправления) школой: общешкольное собрание школьных работников, обучающихся и их родителей (высший орган самоуправления школы).

5. Органы школьного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновляемости и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической целесообразности, представительства, коллегиальности в принятии решений и персональной ответственности за их выполнение, гуманности, свободы и самодеятельности, распределения полномочий, критики и самокритики и др.

6. Общей целью как раздельных, так и совместных органов самоуправления обучающихся, их родителей и педагогов в школе является реализация их потребностей и интересов.

Работа любого органа самоуправления в школе начинается с выявления актуальных потребностей и интересов своих избирателей, на основе которых затем определяются содержание и основные направления его деятельности, что, в свою очередь, определяет его организационную структуру.

 

Этот возрастной период  - один из самых благодатных в становлении личности человека. Ранняя юность устремлена к осознанию своей жизни в целом, к осмыслению общих законов мироздания, к оценке реального конкретного мира. Ранняя юность прекрасна мировоззренческой устремленностью, а значит,  желанием изменить и переустроить этот  мир. Неопытность юности придает ей смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей среды.

Развитие самоуправления в школе – основа ее демократизации.

 

                                                                                                   

Срок реализации данной программы 4  года.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА

 

Правовой основой развития ученического самоуправления в общеобразователь­ном учреждении являются:

1.      Закон РФ «Об образовании» и Типовое положение об общеобразовательном учреждении. Самоуправление - важнейший принцип управления образовательным учреждением. В статье 35 Закона РФ «Об образовании» подчеркива­ется «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Поря­док выборов органов самоуправления образовательного учреждения и их компетенция определяются уставом образовательного учреждения».

Статья 50 «Права и социальная поддержка обучающихся, воспитанников» га­рантирует школьникам право «... на участие в управлении образовательным учреж­дением, на уважение своего человеческого достоинства, на свободу совести, ин­формации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений».

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное по­становлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, закрепляет нормы феде­рального закона в нескольких статьях:

·         статья 50:  Обучающиеся в общеобразовательном учреждении имеют право: на участие в управлении общеобразовательным учреждением в форме, определяе­мой уставом учреждения;

·         статья 68: Управление общеобразовательным учреждением осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом общеобразо­вательного учреждения и строится на принципах единоначалия и самоуправления;

·         статья 69:  Формами самоуправления общеобразовательного учреждения яв­ляются совет общеобразовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.

·         «Конституция Российской Федерации»

·        Закон РФ «Об общественных объединениях» (выдержки):

Статья 3.Содержание права граждан на объединение.

Право граждан на объединение включает в себя:

-право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей.

Статья 19.Требования, предъявляемые к учредителям, членам и участникам общественных объединений.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

·        Всеобщая декларация прав человека (выдержки):

Статья.21. Каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через посредство свободно избранных представителей.

Конвенция о правах ребёнка (выдержки):

Статья 13.  Ребёнок имеет право свободно выражать своё мнение: это право включает свободу искать, получать и передавать информацию и иные идеи любого рода, независимо от границ.

Статья 29. Государства-участники соглашаются в том, что образование ребёнка должно быть направлено на:

-воспитание, уважение к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе ООН;

-подготовку ребёнка к сознательной жизни в свободном обществе.

Конституция РФ (выдержки):

Статья.17. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья.30.Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

Статья32.Граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

 

·         Устав МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4».

·        Положение об ученическом самоуправлении

 

 

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Официальные сайты
  • Портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллекция образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно образовательных ресурсов
  • Департамент образования и науки Курганской области
  • Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
  • ФИПИ
  • Учредитель
    Управление по делам образования, культуры, молодёжи и спорта Руководитель: Первухина Ольга Николаевна г. Далматово, ул. Советская 187 График работы - с 8.00 до 17.00 Тел: 8(35252)2-75-72
  • Сайт
  • Департамент
    Директор Департамента образования и науки Курганской области АБРАМОВ ЭДУАРД НИКОЛАЕВИЧ Телефон приемной: 461-441 Прием граждан: четверг, 16.00-17.00 640000 г. Курган, ул. Ленина, 35
  • Информационно - образовательный портал Департамента образования и науки Курганской области